Каждое лето сотни тысяч выпускников школ сдают единые государственные экзамены и поступают в вузы. Как правило, большинство одиннадцатиклассников понимают, чем они хотят (или не хотят) заниматься в будущем, и уже составили для себя список вузов, где могли бы получить нужные знания и навыки. Но самым сложным для абитуриента становится даже не сдача ЕГЭ, а финальный выбор того самого, единственного вуза, который на несколько ближайших лет станет его домом. Советы самого опытного и одного из самых успешных ректоров России, руководителя Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, академика Александра Запесоцкого подскажут будущим студентам, на что стоит обращать внимание при окончательном выборе вуза.
I. Внимательно изучите сайт вуза
Каждое высшее учебное заведение стремится преподнести себя в выгодном свете. Самый простой способ сделать это – дать как можно больше статистических сведений. Однако, информация о деятельности кафедр, профессорско-преподавательском составе, конкурсе абитуриентов и среднем балле ЕГЭ, материально-технической базе важна, но недостаточна. Увы, хорошие формальные показатели еще не гарантируют серьезного высшего образования. Нужны еще усилия педагогического коллектива по формированию необходимого климата в студенческой среде. Чем дышит вуз? Какие у него ценности? Какое место занимают студенты в жизни вуза? Ответы на эти вопросы могут быть в дополнительных разделах сайта, связанных со студенческим самоуправлением, возможностями дополнительной подготовки, культурно-досуговыми и спортивными программами вне сетки учебных занятий. Если таких разделов нет – это серьезный повод задуматься.
II. Подумайте, интересно ли будет лично Вам в вузе?
Студенческая пора – это не только бесконечные лекции, семинары и сессии. Это целая жизнь, и она должна быть интересной! Понять, так ли это, помогут официальный сайт вуза и соцсети. И там, и там ищите информацию о том, как организован – и организован ли вообще – досуг студентов. Ответьте себе на вопрос: что Вас ждет? Походы в театр, на выставки, встречи с интересными людьми, занятия в спортивных секциях, научные и исследовательские проекты? Или одинокий интернет-серфинг после пар, сомнительные тусовки и развлечения «от нечего делать»? А теперь подумайте: какая жизнь Вам больше интересна?
III. Это страшное слово «воспитание». Оно должно быть
Воспитанность – неотъемлемый признак образованного человека. Воспитание - это отнюдь не приказы «делай то, не делай это». Воспитание – формирование выстроенной системы ценностей: ценности знаний, порядочности и профессиональной этики, уважения к другим людям, дисциплины, трудолюбия, инициативности и смелости. Отношение к свободному времени как к пространству личностного роста, умение ставить перед собой цели и планировать их достижение, мотивация к упорной работе, реализация лидерских компетенций – база для успеха в поствузовской жизни. И если Вы не видите результатов соответствующей деятельности вуза на его сайте, задумайтесь, каким человеком Вы выйдете из этого заведения. Вы хотите таким быть?
IV. На бюджет или на платное?
С этой дилеммой обычно сталкиваются выпускники школ, сдавшие ЕГЭ ниже ожиданий и не прошедшие конкурсный отбор на бюджетное место в приоритетный вуз. Что выбрать в этом случае: платное обучение в «вузе мечты» или переориентироваться на вуз попроще, где на «бюджет» баллов ЕГЭ хватает? Это серьезный вопрос. Жизнь доказала, что лучше заплатить за обучение в хорошем вузе, чем бесплатно учиться в «так себе институте». Тем более, что в последнее время государственный образовательный кредит, с учетом инфляции, превратил платное обучение в практически бесплатное. Определять Вашу судьбу на протяжении всей жизни будет качество образования, а не то, сколько баллов на ЕГЭ Вы набрали и какое отделение окончили. Как сказал академик Дмитрий Лихачев: «Лучшие инвестиции — инвестиции в образование».
V. Стоит ли ради учебы уезжать за границу?
Если Ваша цель – переезд в другой город или страну, и Вы хотите совместить это с получением высшего образования, то ответ: «Да». Чем раньше Вы интегрируетесь в иную культурную среду, тем быстрее и проще пройдет процесс адаптации. Но если Вы планируете после обучения вернуться домой, то лучше поискать подходящий вуз поближе к месту жительства. Дело в том, что западные образовательные программы малопригодны для последующей работы в нашей стране, а по ряду специальностей, особенно гуманитарных, и вовсе не подходят. Применить полученные за границей знания на родине будет сложно, потребуется переучиваться. Кроме того, за годы обучения другая страна, другой город станут для Вас привычной средой, у Вас появятся связи, друзья, будут свои планы, проекты. Вернуться в родные места будет очень сложно, как показывает практика, большинство выпускников остаются жить и работать там же, где они окончили вуз.
VI. Ориентироваться ли на рейтинги вузов?
Ради любопытства их можно посмотреть, но решение принимать на основе этой информации не стоит. Дело в том, что никаких научно обоснованных, объективных методик ранжирования вузов по качеству образования не существует. Каждый составитель рейтинга, исходя из своих соображений, берет какие-то критерии, коэффициенты и по ним пытается что-то сравнить – это огромное поле для манипуляций общественным мнением. Справедливости ради следует отметить, что многие вузы, занимающие топовые места в разных рейтингах, действительно являются первоклассными. Но на строчках между ними нередко оказываются структуры, качество подготовки специалистов в которых, мягко говоря, удручает. Рейтинги – средство манипуляции абитуриентами.
VII. Какова роль родителей в выборе специальности и вуза?
Выбор профессии – дело ребенка. И даже если вам кажется, что ваш сын или дочь ошибается, позвольте им сделать по-своему. И если потом ребенок признает, что выбор был неверным, это будет его ошибкой и его жизненным опытом. И уж совсем нельзя принуждать человека к получению того или иного образования. Безапелляционные установки «я врач, дед был врачом, и ты должен продолжить династию, а иначе….» лишают ребенка всякой мотивации к учебе. И если он закончит медвуз, вряд ли станет хорошим доктором. Умный родитель заранее видит склонности и таланты своего ребенка, развивает их и таким образом готовит его к выбору будущей специальности. На этапе приемной кампании от родителей требуется лишь поддержка, понимание и безграничная вера в силы и возможности своего ребенка. А вот в выборе конкретного вуза родителям стоит принять ненавязчивое, но твердое участие.
Подробнее о том, на что нужно обращать внимание при выборе вуза, можно прочесть в книге академика А.С. Запесоцкого.
https://www.gup.ru/upload/iblock/de9/wn4qrk3lbigwp0gg9fhcb21l2e5er0tx/Zapesotskiy_Kak-vybrat-vuz_4-izdanie_2022.pdf